МАОУ гимназия г. Советский
ХМАО-Югра
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    1. Читательская грамотность.

    2. Математическая грамотность.

    3. Естественно-научная грамотность

    4. Финансовая грамотность

    5. Креативное мышление

    6. Глобальные компетенции

    Документы

    Факультативные курсы:

    «Этика и психология семейных отношений».

    «Индивидуальный проект».

    «Курс юного переговорщика».

    «Финансовая грамотность».

    «Социокультурные истоки».

    «МРЗМ».

    «Экология».

    «Теория познания».Кружок «Шахматы».

    Курсы внеурочной деятельности:

    Кружок «Шахматы».

    Кружок «Технология проектной деятельности».                         

    Кружок «Программирование в среде scratch».                                     

    Кружок «Конструирование и 3D –моделирование (в деревообработке)».

    Кружок «Психология».

    Кружок «УВП».

    Кружок «Практическая биология».       

    Кружок «Технология проектной деятельности» (экологическая направленность).

    Кружок «Подросток и закон».

    Кружок «Юный инспектор дорожного движения».

    Кружок «ТПК».

    Дополнительны общеобразовательные программы:

    «Школа навыков».

    «3D –моделирование».

    «Робототехника».

    Медиастудия «Свои Люди».

    «Шахматы».

    Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности

    Что изменить в работе, чтобы сформировать функциональную грамотность школьников

    Чтобы создать условия для формирования функциональной грамотности учеников, реализуйте шаги по улучшению качества образования в школе. Выполните семь шагов.

     

    Шаг 1. Скорректируйте рабочие программы. Проанализируйте рабочие программы педагогов. Внесите изменения в формулировки планируемых результатов в соответствии с новыми ФГОС начального и основного общего образования. Отразите в тематическом планировании электронные и цифровые образовательные ресурсы, которые учителя будут использовать по каждой теме. Еще разработайте рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей с учетом рабочей программы воспитания.

     

    Шаг 2. Определите формы работы. В программах внеурочной деятельности сделайте акцент на коллективных и нетрадиционных формах занятий, а также на проектной деятельности. Например, укажите такие формы, как предметные и межпредметные конкурсы, конференции, олимпиады и викторины. Продумайте, какие мероприятия можно организовать, чтобы учесть рабочую программу воспитания. Также уделите внимание вопросам школьного самоуправления. Данные меры позволят сформировать у учеников такие компоненты функциональной грамотности, как креативное мышление и глобальные компетенции.

     

    Шаг 3. Разработайте программы курсов внеурочной деятельности. Предложите педагогам разработать программы курсов внеурочной деятельности, которые будут направлены на формирование функциональной грамотности учеников. Например, «В мире финансов», «Математика на каждый день», «Мыслящий читатель», «Я исследователь». Включите эти курсы в учебные планы на новый учебный год.


     Шаг 4. Рассмотрите вопросы индивидуализации обучения. Изучите потребности и интересы школьников. С опорой на полученные данные предусмотрите изучение отдельных предметов на углубленном уровне. Например, организуйте профильные группы. При необходимости разработайте индивидуальные учебные планы.

     

    Шаг 5. Проанализируйте реализацию плана развития функциональной грамотности школьников. В конце учебного года проанализируйте, удалось ли реализовать мероприятия плана в полной мере. Для этого используйте формулу: R = I/N × 100%, где R – значение показателя результативности, I – количество проведенных мероприятий на момент расчета, N – общее количество мероприятий в рамках плана на момент расчета. Результативность можно считать высокой, если показатель R выше 90 процентов. Оптимальный результат, если показатель R в диапазоне от 70 до 90 процентов, а низкий – менее 70 процентов.

    Отдельно изучите результаты диагностик уровня сформированности функциональной грамотности, промежуточной аттестации. Еще рассмотрите результаты ВПР по предметам, которые успели провести в марте 2022 года. Также проследите динамику результатов таких контрольных мероприятий.

     

    Шаг 6. Выявите затруднения педагогов. Проведите анкетирование учителей, чтобы выявить их сложности в вопросах развития функциональной грамотности школьников. Разработайте анкету самостоятельно или возьмите готовый образец. Дополните план работы методическими мероприятиями для педагогов, чтобы устранить затруднения, которые выявили с помощью анкетирования.

     

    Шаг 7. Разработайте план мероприятий на следующий учебный год. Когда проанализируете дефициты педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников, разработайте план мероприятий по ее развитию на 2022/23 учебный год. Составьте план по аналогии с тем, по которому работали в текущем году. Возьмите образец плана по формированию функциональной грамотности школьников в конце статьи. Выберите в образце те мероприятия, которые актуальны для вашей школы, или добавьте в план свои пункты.

    Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности

    Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

    Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

    Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

    Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

    Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

    Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

    Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

    Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

    Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie